... ([info]taktovot) wrote,
@ 2006-12-12 12:01:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
...
Известная история – после премьеры фильма «В прошлом году в Мариенбаде» у режиссера Алена Рене и сценариста Алена Роб-Грийе спросили, встречались ли главные герои в прошлом году в Мариенбаде. И Рене якобы сказал – да, а Роб-Грийе якобы сказал – нет. Или наоборот, не столь важно.

Лена Элтанг тоже задает каверзные вопросы – например, был ли главный герой романа «Побег куманики» Морас на Мальте. А кто его знает, этого мальчика, живущего в сети. Да и это, по большому счету, не столь важно.

Лена написала роман, состоящий из писем, записок, дневниковых записей и комментариев, причем автор комментариев – один из основных персонажей романа. Романа, написанного таким блистательным русским языком, который в отечественной литературе не встречался давно. Романа, написанного таким плотным текстом, что сквозь него приходится пробираться медленно, обеими руками раздвигая спутавшиеся ветви литературных аллюзий и исторических ассоциаций, слов и предложений на разных языках, красивых имен и описаний существующих в воображении городов. Романа, в котором за детективной интригой с убийствами и самоубийствами, за мистическими подробностями раскопок таинственных артефактов, за воспоминаниями о жизни, которой не было, и о других жизнях, которые были, за всем этим скрывается история человека, потерявшегося среди людей в поисках любви. «Побег куманики» - это воображаемый мир с воображаемыми людьми, которые верят в настоящее, совершенно реальное чудо.

«Из мешка на пол
рассыпались вещи
И я думаю, что мир -
Это только усмешка,
Что теплится
На устах повешенного
», - когда-то написал примерно о том же Велимир Хлебников. Но это так, к слову.



(22 comments) - (Post a new comment)


[info]geisha_sha
2006-12-12 09:13 am UTC (link)
Я сейчас тоже читаю эту книгу:-) Хорошая рецензия. Лучше и не скажешь:-)

(Reply to this)

(Deleted post)

[info]taktovot
2006-12-12 10:11 am UTC (link)
И Мозес тоже.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(Deleted post)

[info]taktovot
2006-12-12 12:08 pm UTC (link)
У меня ее уже забрали. Как только отдадут - дам. И разные города нам не преграда!

(Reply to this) (Parent)


[info]gaika_tool
2006-12-12 10:23 am UTC (link)
евгений, а вы знаете какой-нибудь ругательный отзыв/рецензию на сие произведение?
оно на меня произвело, в целом, благоприятное впечатление, хотя к некоторым из ваших восторженных эпитетов я бы присоединяться не стал )
в частности, я бы сказал, что произведение написано блистательным интернациональным языком )
но душа моя жаждет пристрастного разбора профессионала, а пока я вижу одни панегирики

(Reply to this) (Thread)


[info]taktovot
2006-12-12 10:25 am UTC (link)
Я вообще мало читал об этом произведении. Если увижу - сообщу )
Мне, честно, понравилось, правда. То, что я написал, - это искренне.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]gaika_tool
2006-12-12 10:30 am UTC (link)
я не сомневаюсь )

(Reply to this) (Parent)


[info]dscheremet
2006-12-12 02:01 pm UTC (link)
http://delya-rape.livejournal.com/24237.html

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]taktovot
2006-12-12 02:10 pm UTC (link)
Ага, спасибо.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]dscheremet
2006-12-12 02:12 pm UTC (link)
есть ещё два-три фи, но цельных и внятных, кроме этого – пока не встречал.

(Reply to this) (Parent)


[info]gaika_tool
2006-12-12 02:12 pm UTC (link)
да, Борису, пожалуй, удалось вербализовать кое-что, что я не мог ясно назвать для себя самого...

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]dscheremet
2006-12-13 07:45 am UTC (link)
Любому прочитавшему сказанное понятно, но в тени остаются два или три момента; во-первых – отчего, осуждая «манерность», что бы под этим не понималось, Борис вводит в свой текст обороты типа эксплицированная эрудиция отдает провинциализмом, поминает Кутзее и т.п.; во-вторых – отчего свершившийся было разгром завершается примирительным впрочем, он и так неплохой; и, наконец, третье, следующее из второго – отчего никто из тех, кому роман не понравился [а их немало], не пишет об этом полно, взамен ограничиваясь общими словами о стыдности мастурбации на людях и подобными колкостями – щадят чувства Лены? боятся показаться неумными? в чём дело?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]gaika_tool
2006-12-13 08:00 am UTC (link)
я там даже намека на разгром не увидел, если честно )
а откуда Вы знаете, что многим не понравился? я пока слышал только положительные отзывы, что, кстати, несколько настораживает )
манерности и я там не увидел. увидел - как бы поточней выразиться - гипертрофированную личность автора, что ли (возможно, это то же, о чем и Борис пишет в наукообразных терминах)
а это немножко не мое
еще - по поводу эрудиции - интуитивно почувствовал некоторые неточности, в основном - в историко-археологических экскурсах, но об этом пусть скажут историки и археологи. возможно. я ошибаюсь (чисто книжная интуиция).
мне больше по душе, когда автор спрятан, скрыт. но не под маской, из-за которой он поминутно выглядывает, как в романе (маска иногда не скрывает, а наоборот - подчеркивает), а просто - отступил в тень...
есть одно произведение, которое для меня перекликается с романом Лены, но - гораздо более "мое", что ли
это "Ермо" Юрия Буйды
у него другой грех - пост-набоковщина, но моему восприятию это не мешает

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]dscheremet
2006-12-13 08:23 am UTC (link)
Я увидел, выходит, по контрасту; резковато показалось. Это моё.

Я знаю, что не понравилось многим, потому что всем книгу рекомендовал, как только она вышла, и люди честно дочитывали и говорили: плохо.

Вот так, например: Автор позирует перед зеркалом, принимает замысловатые позы (каждой позе – свое имя), в бархатную скатерть драпируется. На Вечность претендует – на четырех и более языках одновременно. Все равно что занять очередь сразу к четырем кассам.

И вот это самое я увидел год ещё назад, когда роман только-только явился тремьстами тысяч далматинцев, и только время спустя смог допустить и увидеть это проявлением автора, но не Лены, а Мозеса – одинокого, жадного до любви. Он пишет всех, он пишет всех из себя, и все они говорят по-русски, и немцы и англичане и кто там есть ещё, и все они пребывают в сетях его эрудиции и его желания показать.

А то, что ранние «Барабаны» катились по тому же пути – ничего не значит, потому что «Ведьмы» уже другие, ощутимо другие.

(Reply to this) (Parent)


[info]utroba_lemura
2006-12-23 02:02 pm UTC (link)
http://utroba-lemura.livejournal.com/35564.html?mode=reply


мои не панегирики

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]gaika_tool
2006-12-25 06:35 am UTC (link)
спасибо
дельно написано

(Reply to this) (Parent)


[info]snownat
2006-12-12 10:39 am UTC (link)
очень сказано
непременно использую это в своей р а б о т е )
соскучилась готовь мне следующую неделю

(Reply to this) (Thread)


[info]taktovot
2006-12-12 10:42 am UTC (link)
О, ты приедешь?!!

В работе пользуй )
А я вчера про тебя читал. И фотку видел. Вот так вот.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]snownat
2006-12-12 10:57 am UTC (link)
ага, я тоже читала и видела
с утра-то мама мне позвонила и говорит:
- про тебя ничего не написано, а на фото ты куришь и в ухе ковыряешься
(это, думаю, слава. дурная)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]taktovot
2006-12-12 11:37 am UTC (link)
Не, там пару раз фамилия упоминается.

(Reply to this) (Parent)


[info]ejevi
2006-12-13 11:23 am UTC (link)
я рада, что уже много людей читают
это самое приятное для меня повальное книжное увлечение

(Reply to this) (Thread)


[info]taktovot
2006-12-13 11:40 am UTC (link)
Да, это всегда приятно, когда читают.

(Reply to this) (Parent)


[info]demimurg
2006-12-18 04:56 pm UTC (link)
...и воспел А.Хвостенко

(Reply to this)


(22 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…